papyrus_net


πάπυρος

где-то далеко идут грибные дожди...


Previous Entry Поделиться Next Entry
Уличная торговля в дореволюционном Петербурге
papyrus_net
Этим фотографиям более ста лет. Они — постановочные, но типажи уличных торговцев реальные. Известно, что уличной торговлей в начале ХХ века здесь занимались около 12 000 человек — это была вторая по численности уличная профессия в городе после извозчиков (тех было приблизительно 20 тысяч). Кто и какие сервисы предлагал на улицах дореволюционного Питера?

1. Сбитенщик

1

На толкучке среди толпы ходили торговцы сбитнем: сбитень — это теплая вода на патоке. Они носили на спине медный бак, обвязанный старым ватным одеялом, от бака шла длинная медная трубка с краном. По поясу — деревянная колодка с ячейками для стаканов. Здесь же ходили торговцы пирожками с жаровнями на животе, которые кричали: “С пылу с жару, пятачок за пару!”

Сбитень был распространен на Руси — в трактирах его пили и холодным, и горячим. По вкусу сбитень напоминает медовый напиток. Помимо меда непременными составляющими его были зверобой, шалфей, имбирь, корень валерианы и другие растения. Поскольку сбитень очень полезен и дешев, он был распространен как в домах, так и в питейных, закусочных заведениях. Ни одна ярмарка, ни одно народное гулянье не обходились без сбитня. Первое письменное упоминание о нем относится к XII веку, а наиболее расхожее определение – “народное горячее питье с травами”.

2. Мальчик, продающий счёты.

2

Кааааму щщёты! Каааамуу щщёты? Пааакупайте деревянные счёты! Счеты появились в допетровской Руси и прошли долгий путь развития — от «дощаного счета» 16 в. с четырьмя счетными полями в двух складных ящичках до современных — в деревянной раме. Более двух веков формировался современный вид. Немало предлагалось модификаций этого элементарного и полезного прибора, сохранявшего свое значение в сфере денежных расчетов до середины XX в.

3. Торговка “голландской” сельдью

3

Главной отличительной чертой уличных торговцев старого Петербурга от нынешних была их мобильность — они никогда не стояли на месте и все время перемещались по городу и даже поднимались в квартиры. В этом и был залог их успеха — жильцам не нужно было идти в лавку: товар “приходил” к ним сам. Обычно торговец располагался посреди двора, чтобы его было видно изо всех окон, и громкими криками начинал зазывать покупателей.

“Сельди галанские (голландские), сельди!”. Это “в ладной кацавеечке, в теплом платке с румяным лицом, аккуратно обутая в ладные полусапожки, стояла крепкая и бойкая молодица. На ее левом плече уютно лежало деревянное коромыслице с подвешенными к нему двумя, тоже деревянными кадочками… с плотно пригнанными крышками. Третья кадочка у нее была в руках”, — вспоминал современник. Завидев знакомую фигуру, жильцы или прислуга спускались во двор за “галанской” селедкой.

4. Шарманщики

4

Шарманщики часто были итальянцами и немцами. В России шарманку иногда называли “Катаринка”. Представляет она собой небольшой орган без клавиатуры — ящик, внутри которого размещены в несколько рядов звучащие трубки, меха и деревянный или металлический валик с шипами-кулачками. Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6-8 мелодий, записанных на валике.

Шарманка была сама по себе заунывным инструментом, да и репертуар был «жалостливый» — с минорными мотивами и трагичным содержанием. Одни названия песен чего стоили: «Разлука, ты разлука», «Маруся отравилась», «Сухой бы корочкой питалась» и т.д. Однако шарманка в Питере имела своего слушателя и своего поклонника, а точнее — своих слушательниц и поклонниц. Прислуги, горничные, кухарки, портнихи, модистки, фабричные работницы собирались вокруг шарманки. К тому же, часто шарманщики предлагали погадать на билетиках «Счастья», который вытаскивал попугай или обезьянка. «Счастье» — это очень туманные предсказания, типа «Вы родились под такой-то звездой, Вам покровительствует такой-то камень, Ваш счастливый день — такой-то.» В дополнению ко всему этому представлению с шарманщиками часто ходили мальчики лет восьми, которые показывали аккробатические трюки.

5. Продавец певчих птиц

5

Канарейки появились в России в XVIII столетию, их привозили тирольские торговцы из Имста. Птиц раскупали очень охотно — и в XIX веке канареек стали разводить крестьяне села Полотняный завод (Калужской губернии), не получившие в надел земли и занимавшиеся поэтому различными промыслами. Позже к бизнесу присоединилась Брянская, Смоленская и Тульская губернии и другие.

Птичек покупали в дома для девушек и детей, а хозяева, у которых не было средств содержать оркестр, покупали поющих птиц в свои трактиры. Такого рода «музыкантами» вначале служили жаворонки, соловьи и перепела, а затем на смену им пришла канарейка — птичка более неприхотливая и, вместе с тем, поющая почти весь год. Владельцы трактиров выбирали для своих заведений наиболее «голосистых» кенаров, — таких, голос которых можно было бы слышать даже сквозь гул толпы. Птички, без устали заливавшиеся в маленьких клетках над головами людей в шумном и прокуренном помещении, производили большое впечатление. Федор Шаляпин и Алексей Горький специально заходили в трактир около Сытного рынка в Петербурге, чтобы послушать там кенаров.

В трактирах даже устраивались своего рода состязания пернатых певцов, а потом любители сообща обсуждали достоинства и недостатки прослушанных птиц. Поэтому бизнес продавцов заключался и в их обучении: чтобы устранить из песни канарейки все наиболее громкие и резкие звуки и усовершенствовать самые нежные, высокие и мелодичные, к ней подсаживали «учителя» со звучным и чистым свистом — овсянку-дубровника.

6. Уличные музыканты

6

По дворам ходили бродячие музыканты. Иногда это были одиночки, иногда — маленькие коллективы в 2-4 человека. К одиночкам можно было отнести скрипачей и баянистов. Среди первых были большей частью люди пожилого возраста. Из их среды нередко выделялись люди талантливые, по разным причинам не нашедшие себе в жизни более достойного применения. Что же касается музыкантов-баянистов, то тут преобладала молодежь и люди среднего возраста. Репертуар их состоял преимущественно из народных песен или популярных песен современности. После 1904 года к последним можно отнести «Гибель Варяга», «На сопках Маньчжурии» и другие. В состав музыкальных коллективов входили и струнные (скрипка), и духовые, и клавишные (баяны) инструменты. Нередким было такое явление как человек-оркестр.

На спине его висел большой турецкий барабан с двумя медными тарелками наверху. К локтю правой руки была прикреплена колотушка, которой он отбивал такт на барабане. К каблуку ботинка правой ноги был прикреплен трос, пропущенный сквозь барабан до медных тарелок. Движением ноги он приводил в действие тарелки. На голове был конусообразный металлический шлем, весь увешанный бубенцами. Тряся головой, он приводил в действие бубенцы. В левой руке был металлический треугольник, звук которого включался в общее исполнение музыкального номера ударом железной палочки правой рукой. Таким образом такой человек представлял собой всю группу ударных инструментов. Появление такого человека на дворе привлекало к себе внимание жильцов дома и особенно, конечно, детей. Что увеличивало сборы.

Часто на дворе встречались певцы, среди которых были и женщины. Они исполняли романсы под гитару.

7. Продавец свежей рыбы

7

Всех торговцев съестными припасами в Петербурге было не перечесть — торговали всем тем, что можно было купить и в магазинах, но в разнос, что было удобно для покупателей. Существовал у торговцев и свой, строго соблюдаемый кодекс чести. Так, продавец рыбой торговал только рыбой и не соблазнялся примером огуречника или квасника. Это не возбранялось, но было не “по правилам”.

Источник russian7.ru

  • 1
Пробовал я этот сбитень на пасеке. Редкостная гадость.

А мне не довелось еще попробовать)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account